Бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» города Омска
|
УТВЕРЖДЕНО Заведующий БДОУ «Детский сад №20 » _______________Кирюткина Т.В. |
Педагогический проект
"Два берега одной реки"
(групповой, творческий, игровой, долгосрочный,
для детей среднего дошкольного возраста)
Шулепко Татьяна
Александровна
Туркова Надежда
Сергеевна
Омск
2023
«Без
прошлого нет будущего»
Актуальность и значимость.
Каждому человеку интересно узнать, откуда он
происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина".
Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий
смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом –
это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров,
когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им
осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь
человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья —
источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится
любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного
воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том
числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного
отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по
данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося
прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю
создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе
будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим
людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную
прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно
трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению
к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому
так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти
стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности,
возрождаем традиции!
В проекте «Моя семья и семейные
традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по
формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе,
любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети
получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих
родителей, о родословной своей семьи, семейных
традициях и элементарные знания о правах человека. А также знакомятся с
историей создания некоторых предметов домашнего обихода и с декоративно-прикладным
искусством. Он основывается на различных видах детской деятельности:
наблюдение в природе, сенсорное обследование некоторых объектов по
теме проекта; различные виды игр, игровые ситуации;
художественно-эстетическая деятельность, ручной труд.
Проектная деятельность проходит под девизом:
«Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут
тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!»
Проблемой выбора данной темы проекта стали
недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители,
как зовут их бабушек и дедушек, чтобы изменить такое положение и появилась идея
создать проект «Моя семья и семейные традиции».
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям
понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к
членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта:
формировать у детей представление
о семье через организацию разных видов деятельности: игровой,
познавательной, продуктивной.
Задачи:
Сформировать у детей интерес к своей семье,
сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и
уважение к членам семьи.
Формировать гендерную
принадлежность воспитанников с учетом возрастных изменений.
Формировать и развивать у детей навыки
исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и
родителями.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых
заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Развивать
любознательность и познавательную активность.
Обогащать первоначальные представления о семейной
традиции, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими. Формировать у детей
целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей
огромную роль в жизни каждого человека.
Познакомить с международным
праздником традицией «День матери»
Активизировать словарь по теме проекта и
развивать связную речь.
Способствовать активному вовлечению родителей в
совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и
детьми.
- Что
я знаю о семье?
- Что
я хочу узнать?
- Как
я могу найти ответы на свои вопросы?
- Как
зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру?
- Где
работают родители?
- Свой
адрес?
- Что
такое традиции?
- Откуда
берется отчество?
- Что
означает мое имя?
- Кто
самый главный в семье?
- Кем
работали бабушка и дедушка?
- Зачем
празднуют день рождения?
- Когда
родились бабушка и дедушка, мама и папа?
- Определение
цели и задач
- Создание
необходимых условий для реализации проекта
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и
любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи,
традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей,
установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
«Моя семья» в средней
группе.
Месяц |
Темы
месяца |
Содержание
деятельности. |
Сентябрь |
Организационно-диагностический
Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив; |
Установление
партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого
социокультурного пространства; Составление
перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. 1
этап - подготовительный |
Октябрь |
«Моя семья» |
2
этап - основной Беседа
на тему: «Что такое семья», «Мои близкие»; Чтение сказок: «Кукушка», «Гуси-лебеди» «Красная
Шапочка», «Крошечка –
Хаврошечка», «Гуси-лебеди»; Пальчиковая игра: «Моя семья»; Сюжетно-ролевые
игры: «Семья», «Дочки
- матери», «Встречаем гостей»; Серия бесед по
картинкам: «Какая
у меня семья»; Рассматривание
картин:
Т. Сорокина «Семья»; Драматизация
сказки: «Репка»; Оформление
ФОТОальбома: «Дружная семья»; Практическое задание: придумать и
нарисовать герб семьи; Консультация: «Главные
условия воспитания детей в семье»; Папка-передвижка: «Как
создать семейный герб». |
Ноябрь |
«Члены
моей семьи» |
Беседа
на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые
дорогие люди»; Обсуждение
ситуаций: «У
меня большая семья», «Мой ФОТОальбом», «На кого я
похож?»; Чтение
произведений:
Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения»; Дидактическая
игра: «Родство»; Игровая ситуация: «Мои
братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы -
разные»; Ручной труд: «Открытка
для мамы на день Матери»; Папка-передвижка: «История
возникновения праздника «День матери»; Праздничная
программа в группе, посвящённая мамам ко дню Матери. |
Декабрь |
«Ты
и твое имя» |
Беседа на тему: «Что означает
твоё имя?», «Откуда произошла моя фамилия?»; Творческая
речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему
меня так назвали?»; Просмотр
мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать
месяцев»; Дидактические
игры: «Моя семья.
Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай
фамилию»; Графическое
упражнение (трафарет): «Напечатай по образцу свою фамилию
и имя»; Сюжетно -
ролевые игры: «День
рождение куклы Маши»; Участие
родителей в улучшении предметно-развивающей среды; Папка-передвижка: «Основные
заповеди «здоровой семьи»; Праздничная
программа, посвящённая Новому году. |
Январь |
«Дом
в котором мы живем» |
Беседа: «Папа
в доме и дом исправен», «Как я помогаю дома»; Строительная
игра: «Мебель
для дома»; Сюжетно- ролевые
игры: «Наш
дом», «Строители», «Новоселье», «Ремонт в
квартире»; Игра-
драматизация: «Три
поросёнка»; Творческая
речевая деятельность: «Мой день дома»; Заучивание
пословиц о родном доме (мнемотаблица): «Дом без
хозяина-сиротинка»; Рассматривание
иллюстраций: "Семья дома"; Обсуждение
ситуаций: «Моя
комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей»; Пальчиковая игра: «Строим
дом»; Выставка
рисунков: «Дом
в котором я живу»; Консультация: «Права
и обязанности в семье». |
Февраль |
«Мой
папа» |
Беседа: «Где
служил мой папа», «Папа гордость моя»; Рассматривание
иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой; Чтение
художественной литературы: Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,
стихи к празднику; Ручной труд: «Поздравительная
открытка для папы»; Сюжетно-ролевые
игры: «Моряки»; Рассматривание
дома с папой армейского фотоальбома; Рассказ: «Где
служил мой папа»; Фотогазета: «Наши
папы – бравые солдаты»; Папка-передвижка: «Роль
отца в семье» Поиграй со мною, папа!; Праздничная
программа, посвящённая папам ко дню 23 февраля. |
Март |
«Моя
мама» |
Беседа на тему: «Моя
мама лучше всех»; Просмотр
мультфильма: «Мама
для мамонтёнка»; Чтение
стихотворения Е. Благининой: «Посидим в тишине», «Вот
какая мама»; Настольный театр: «Волк
и семеро козлят»; Сюжетно-ролевые
игры: «Дочки
– матери»; Праздничная
программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта; Папка-передвижка:«8 МАРТА»; Буклет «Влияние семьи
на развитие ребенка». |
Апрель |
«Профессии
моих родителей» |
Беседа на тему: «Мои
родители – строители, врачи, учителя, и т. д.»; Чтение
произведений:
С. Баруздина «Мамина работа», В. Маяковский «Кем быть?»,
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»; Сюжетно-ролевые
игры: «Водители», «Поликлиника»; Дидактические
игры: «Что
лишнее?», «Кому, что нужно?»; Встреча с
близкими людьми:
Рассказ родителей о своей работе; Благоустройство
участка детского сада; Папка-передвижка: «Как
мы помогаем родным». |
Май |
«Семейные
традиции и обычаи» |
Беседа на тему: «Как вы
понимаете слово «традиции»; «Мир семейных увлечений», «Как
я помогал папе, бабушке, дедушке»; Рассматривание
картины:
З. Серебряковой. «За
завтраком»; Сюжетно-ролевая
игра: «Встречаем
гостей. День рождение»; Конкурс семейных
газет: «Традиции
моей семьи»; Папка-передвижка: «Семья традициями крепка». |
Июнь |
Анализ проекта Обработка
результатов по реализации проекта; |
3
этап - заключительный Фотоотчет о
проделанной работе. |
Июль |
Заключительный |
Презентация
продуктов проекта; Проведение
мероприятия: «Мама,
папа, я – вместе дружная семья». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий