Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров, для которого характерно нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Выход из этого кризиса видится в возвращении к фундаментальным ценностям фольклорной культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. В современной эстетико-педагогической литературе взаимодействие ребёнка с народной культурой рассматривается как смысловое общение с опорой на художественный «язык» разных видов народного искусства. Уже в дошкольном детстве каждый ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое аккумулировано, выражено и опредмечено в народном декоративном искусстве.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают извечные духовные ценности - коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.
В свою очередь, изделия народного промысла воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру. Для современного образования важно то, что народное прикладное искусство глубоко традиционно, и это проявляется не только в преемственности средств создания одухотворенных бытовых вещей, но и в устойчивом сохранении наиболее характерных декоративных образов. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Проблема приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству в настоящее время является одной из наиболее актуальных: как в теоретическом отношении, так и в практическом. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканые полотенца. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.
Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составить описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, матрёшки), придумать сказки. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты.
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Таким образом, формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различным методов, приемов и средств педагогического воздействия на детей.
Так, в рамках проекта, в подготовительной группе "Семицветик" была организована "Ярмарка народного творчества".
Комментариев нет:
Отправить комментарий